UHBDP подводит первые итоги работы в Николаевской области

Проект стал узнаваемым, а фермеры готовы к кооперации, чтобы выходить на прибыльные рынки сбыта плодоовощной продукции.

Благотворительный фонд «ЛАСКА» известен в Николаеве реализацией разных крупных проектов, которые были направлены на решение гендерных и экологических вопросов, вопросов социального партнерства и устойчивого развития. Фонд был создан в 1993 году для ведения благотворительной деятельности, направленной на обеспечение комплексного, экологически сбалансированного и устойчивого развития территориальных общин всех уровней.

Вот уже более года фонд «ЛАСКА» представляет в Николаевской области Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства – UHBDP. За это время специалисты проекта побывали во всех районных центрах области, провели десятки встреч с малыми и средними фермерами и донесли им главный месседж проекта: даже приусадебный участок может стать основой для создания прибыльного бизнеса, нужно только применить инновационные технологии выращивания овощей или фруктов, продумать пути реализации продукции, а главное – не бояться изменений.

Украинский проект бизнесразвития плодоовощеводства (UHBDP) в 2014 году получил приставку «бизнес» и переориентировал свою деятельность на помощь фермерам в создании агробизнеса. UHBDP финансируется Министерством международных дел Канады, реализуется и софинансируется Меннонитской Ассоциацией Экономического Развития (MEDA). UHBDP способствует развитию плодоовощеводства на юге Украины, создавая плодородную «почву» для роста доходов фермеров и повышения благосостояния их семей.

– Наши усилия были направлены на то, чтобы как можно больше малых и средних фермеров стали клиентами проекта и имели возможность получать консультации лучших профессионалов по созданию прибыльного плодоовощного бизнеса. А главная цель UHBDP – изменить подходы наших фермеров к выращиванию продукции, – говорит Ирина Николаевна Куприевич, исполнительный директор ФОНДА «ЛАСКА». – До 2013 года проект работал в Крыму и Запорожской области и не имел приставки «бизнес». С запуском новой фазы проекта расширилась его география – Одесская, Николаевская, Херсонская и Запорожская области. Трансформация структуры рынка сбыта внесла коррективы в работу фермеров. Перепроизводство продукции ведет к снижению цен на овощи и фрукты и, соответственно, снижает привлекательность плодоовощного бизнеса. Украинские производители ищут новые рынки сбыта, это может быть европейский, азиатский и другие рынки, и мы должны понимать, каким требованиям должна отвечать продукция, чтобы конкурировать на внешнем рынке. Поэтому UHВDP, прежде всего, объясняет фермерам, что востребовано в мире, как выйти на новые рынки сбыта, обучает новым технологиям выращивания овощей и фруктов, которые обеспечивают достойное качество продукта.

– Сколько клиентов появилось у UHВDP в Николаевской области в 2016 году?

– О нашем проекте знают около 5 тыс. жителей области. Почти 2 тыс. – активные участники, среди них 1628 – малые и средние фермеры, 100 – студенты, 11 – трейдеры, 230 – партнеры.

– Какие возможности у клиентов проекта UHВDP?

– Прежде всего, они могут посещать наши тренинги, семинары, конференции, на которых предоставляют актуальную информацию о новых технологиях выращивания, защите растений, о рынках сбыта. Кроме того, у фермеров есть возможность обучиться в Израиле. UHВDP тесно взаимодействует с Агентством по развитию международного сотрудничества (МАШАВ), которое работает при Министерстве иностранных дел Израиля с 1957 года и делится собственным успешным опытом, чтобы помочь различным странам мира достичь лучшего уровня жизни. Также клиенты проекта UHВDP могут участвовать в грантовых программах и получать инвестиционные гранты для реализации проектов, направленных на послеурожайную доработку продукции (хранение, охлаждение, упаковка, сортировка, переработка). В 2016 году в рамках проекта UHВDP стартовала новая программа «Интернатура», благодаря которой будущие аграрии имеют возможность не только пройти стажировку в крупных сельскохозяйственных компаниях, но и получить постоянное место работы. По трехстороннему договору, который заключается между студентом, университетом и UHBDP, интерн работает около 6 месяцев в современном хозяйстве и получает стипендию от Проекта!

Стать клиентом Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства очень просто – зарегистрируйтесь на сайте http://uhbdp.org или позвоните в контакт-центр по телефону: 0800500184. Кроме того, можно обратиться в фонд «ЛАСКА» по телефонам: 067514-70-80, 099631-60-20, 093385-36-08.

– Готовы ли наши фермеры к сотрудничеству?

– Поначалу было недоверие. «Что нужно Канаде?» «Бесплатный сыр только в мышеловке». Но после первых встреч, общения со специалистами, участия в больших конференциях и знакомства с израильскими тренерами появились доверие, понимание и желание учиться и меняться. Фермеров не оставили равнодушными семинары специалистов МАШАВ Натальи Мазор и Екатерины Руденко, которые делились секретами создания эффективной профессиональной сети, учили создавать бизнес-модель Канвас. Лекции Лиора Аврахама и Амраама Хазана помогли николаевским фермерам применять инновационные технологии в орошении и удобрении, после семинара Бориса Бордмана и Светланы Добрыниной фермеры Николаевщины выбирают современные пути решения проблем защиты растений.

– Действительно, зачем канадскому правительству вкладывать средства в украинское сельское хозяйство?

– Канада делится своим опытом, демонстрирует примеры успешной работы в плодоовощном бизнесе. Вы будете удивлены, но в мире есть интерес и спрос на украинскую продукцию. Представители израильских и турецких компаний уже обращаются в проект в поисках поставщиков и готовы покупать крупные партии овощей и фруктов.

– Что удалось сделать за год?

– Наш проект узнаваем, о его деятельности знают николаевские фермеры, масса звонков от сельчан, которые не были на наших мероприятиях, но хотят поучаствовать. За этот год UHВDP продемонстрировал малым фермерам, как использовать свой потенциал. Нередко фермеры жалуются, что 10-20 лет выращивают овощи, а уровень благосостояния не меняется. Причина – наш менталитет: «Я сам знаю, как выращивать. Есть Интернет: прочитаю и сделаю». «Не собираюсь ни с кем объединяться, потому что меня обманут» – и так далее. В итоге берутся самые дешевые семена, элементарные средства защиты растений, а на выходе – низкосортная продукция, которую дорого не продашь. Дешевая рыбка – плохая юшка! Чтобы выгодно продавать, нужно изначально знать, кому продавать, и понимать, чего хочет покупатель.

В селе Дорошовка Вознесенского района в рамках проекта UHВDP Тамара Грищенко высадила демонстративное поле салатного перца. Семена, система полива, средства защиты и даже сопровождение агронома – все это фермер получила бесплатно от компании «Владам». Результат превзошел ожидания: крупные красивые перцы, как на обложке журнала, урожайность в 10 раз выше, соответственно, и доход совершенно другой. Такую качественную продукцию готовы покупать супермаркеты, крупные трейдеры, а значит, фермеру не нужно томиться под палящим солнцем на трассе, чтобы реализовать продукцию.

– Как Тамара Грищенко планирует работать в 2017 году?

– Когда фермеры начинают чувствовать вкус первых доходов, первых результатов постоянных отношений с трейдерами, они готовы создавать ЧП, говорят о необходимости качества сбора и обработки – сортировки, упаковки. Все это открывает доступ к высокодоходным рынкам. Жители Дорошовки, увидев результат работы по современным методикам, думают о создании кооператива, чтобы локально выращивать крупные партии однородного продукта для сбыта оптом. Сообща многие производственные вопросы решить легче и дешевле. К сожалению, у украинских фермеров есть большая проблема. Они привыкли работать от зари до зари, но совершенно не считают свои затраты, прибыль, себестоимость продукции, убытки. Все брошено на самотек: итоги работы за сезон не подводят, выводы не делают, управленческие решения, чтобы исправить ситуацию, не принимают!

– Что же вы предлагаете делать?

– Деятельность проекта направлена на то, чтобы изменить мышление, шаблоны, по которым работали веками. Нужно смотреть по сторонам. Когда-то и картофель был экзотическим овощем, сейчас – обыденное блюдо. Раньше не знали, что такое батат, сладкая кукуруза, аспарагус. Теперь выращивают и продают. Благодаря проекту фермеры стали больше общаться друг с другом, делиться проблемами и решениями, по-другому начинают смотреть на обычные вещи. Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства работает с аграрными вузами, помогает «заземлить» программы обучения, адаптировать их к современным условиям, сделать их полезными для студентов. Удивительно, что в аграрных вузах Украины не обучают пчеловодству и несправедливо мало учебного времени уделяют искусству виноградарского дела, ведь развитие этих направлений способствует не только повышению экономического благосостояния фермеров, но и развитию сельского хозяйства Украины.

– Проект призывает малых фермеров к объединению. Снова колхоз?

– Ни в коем случае. Кооперация возможна только на добровольных основах. Пройдя обучение, пообщавшись друг с другом, многие николаевские фермеры сами пришли к тому, что без объединения не получится выращивать качественную продукцию и выходить на новые рынки сбыта. Не исключено, что в 2017 году в Николаевской области появится несколько плодоовощных кооперативов. В декабре 2016 года виноградари Николаевщины решили создать клуб «Виноград Прибужья». Это объединение станет площадкой для общения и популяризации культуры. от консолидации усилий виноградари намерены получить и экономическую выгоду. Они планируют совместно, а значит, по оптовым ценам закупать удобрения, средства защиты, саженцы гибридных форм, а также на экспериментальных площадках вместе выращивать новые сорта винограда и формировать крупные партии продукта для продажи оптом.

– Можно претендовать на получение гранта от UHВDP?

– В рамках Проекта действует программа встречных грантов, а совсем недавно завершился приём заявок на получение встречного гранта для реализации инновационных проектов в области защиты окружающей среды. Предприятия из Николаевской области тоже подали заявки на участие в этом конкурсе проектов. Победители получат безвозвратную финансовую помощь для реализации своей идеи в размере до 50 тыс. долларов США в гривневом эквиваленте при условии, что и сами примут финансовое участие в проекте в соотношении 50 на 50. Полную информацию можно получить по телефонам фонда «ЛАСКА»: 067514-70-80, 099631-60-20, 093385-36-08.

– Спасибо за интервью.

Наталья РУБАН

Сообщение:

*

НОВОСТИ