Как у нас сталкивают лбами двух театральных деятелей

Новости

  2 Мар , 2017

В законодательные акты Украины внесены новшества, касающиеся контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсного отбора руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры. Надо признать: полезное и нужное нововведение в нашей области свой первый шаг сделало неуклюже.

На февральской сессии облсовета фракция «Оппозиционный блок» не проголосовала за назначение Николая Берсона директором – худруком украинского муздрамтеатра. В итоге нужного количества голосов не набралось. Образно говоря, любимца театральной публики, уважаемого мэтра, прошедшего конкурсный отбор, депутаты без всяких на то объяснений вдруг неожиданно «прокатили».

Пять раз исправляла непонятную ситуацию глава облсовета Виктория Москаленко, настойчиво переголосовывая вопрос, но тщетно. Пока тянулась оскорбительная канитель, обескураженный заслуженный деятель искусств Украины в недоумении стоял у трибуны.

А на следующий день начальник областного управлении культуры, национальностей и религий Михаил Димитров разразился в Интернете публичными обвинениями в адрес директора русского драмтеатра Николая Кравченко, депутата облсовета, члена фракции «Оппоблок». Дескать, это его проделки, это он подговорил депутатов не голосовать за Николая Берсона, чтобы таким образом выместить обиду за проигранный в прошлом конкурс. Димитров утверждает: «Это было заметно по залу, когда Николай Антонович бегал то к одному депутату, то к другому… Даже не могу такое поведение назвать адекватным… Это оскорбительно для культуры и искусства, когда коллега-директор ведет себя непристойно, недостойно по отношению к своим коллегам по театру… А сама ситуация, которая сложилась, это чтобы оправдать себя, что Кравченко не избрала комиссия, и унизить другого. Поступок унизительный и недостойный театрала и директора».

Стоп! Но ведь нельзя же так откровенно и бессовестно врать, тем более находясь при столь высококультурной должности. Нет бы упредить, предотвратить, «рассосать» назревающий в творческой среде конфликт, так Михаил Федорович щедро его взращивает. При этом сладким, доверительно-вкрадчивым голосом, заглядывая прямо в глаза, с нажитым годами артистизмом говорит полнейшую ерунду. Ну не бегал по сессионному залу Кравченко, не перешептывался со своими однопартийцами, не убеждал их голосовать против Берсона. Все это полнейшая чушь!

Наверное, уже хватит обвинений в адрес «недостойного, неадекватного, подлого и какого-то там еще» депутата – монстра и демона. Как это все и всех уже достало, ей Богу! Сколько можно сталкивать лбами и сравнивать этих двух неординарных и талантливых в творческом плане театральных лидеров! Сколько можно оценивать, противопоставлять, стравливать, а заодно сеять рознь в творческих коллективах? Почему начальнику областного управления культуры так явно хочется поссорить двух директоров, которые всегда лояльно относились друг к другу, столкнуть их лбами и посеять между ними ненависть?

О том, что под директором русского драмтеатра в ближайшее время может зашататься руководящее кресло, стало понятно еще полтора года назад. Его «патрон», Михаил Федорович Димитров, который за два года своего третьего правления так и не сподобился посмотреть хотя бы один спектакль в этом театре, не придумал ничего более абсурдного, как подселить к нему областную филармонию. Возможно, Михаил Федорович таким образом решил развить жанр театрального абсурда, стяжая лавры Эжена Ионеско или на худой конец гротескного Мейерхольда? Зачем это было нужно – интеллектуалы города ломают голову до сих пор. А может, ему просто казалось, что одним махом он убивает двух зайцев – и Николая Кравченко приструнит, поскольку тот уж очень неудобный, не заискивает, не прогибается, говорит не всегда приятные вещи, и патриотизм заодно продемонстрирует: все русское сейчас вызывает подозрение, недоверие, отторжение и обретает двоякий смысл. Но когда коллектив резко заупрямился, а директор указал начальнику от культуры на нарушение санитарно-гигиенических норм, Димитров публично пригрозил: недалече, дескать, время, когда контракт придется продлевать…

Судя по мышиной возне с конкурсами, так оно и получилось…

Глава фракции «Оппозиционный блок» в облсовете Владимир Фроленко подчеркнул: депутаты не поддержали кандидатуру Николая Берсона отнюдь не потому, что имели к нему какие-то претензии. Они просто использовали момент, чтобы привлечь внимание чиновников и других депутатов к проблеме конкурсных отборов руководителей с тем, чтобы прекратилась, наконец, вопиющая несправедливость. «Много уже сказано о тех конкурсах, в результате которых пострадали довольно известные люди – Кравченко, Добкина. Люди эти сами сделали свое имя, доказали обществу свою самодостаточность и результативность… Доказали своим трудом, что заслуженно имеют свои награды и звания. Но что получилось?! По политическим мотивам они не прошли по конкурсу и до сих пор вынуждены отстаивать свое право на то, чтобы остаться во главе театра и Дворца культуры…».

Театр, как и любой другой творческий коллектив, – это живой и отлаженный организм и «отсекать» ему голову с наскока, на лошади и с шашкой наголо – очень плохая практика. Тем более, если взыграли личные амбиции.

Хочется верить, что начальнику облуправления культуры есть над чем задуматься. В его же интересах и для пользы области надо погасить конфликт и разрядить ситуацию.

Сейчас в русском драматическом театре не все так хорошо, как могло бы быть. Николай Кравченко подал иск в суд о признании недействительными результатов второго конкурсного отбора. Коллектив его поддерживает и возлагает большие надежды на справедливое судебное решение. Его соперник, тоже работник театра, победивший в последнем конкурсе, время даром не теряет и всяческими путями пытается переманить на свою сторону как можно больше сторонников. Пока это ему плохо удается.

Неужели именно такую цель преследуют конкурсы – поссорить, унизить, сковырнуть с должности неугодного руководителя?

Галина ПОРФИРЬЕВА

Р.S. Конфликт в разгаре. Следим и дальше за его развитием.

Сообщение:

*

НОВОСТИ