ЭХ, ДОРОГИ: ПЫЛЬ ДА ТУМАН…

Ямы, ухабы и выбоины на дорогах, которые теперь называются «направлениями», стали визитной карточкой Николаевщины. Много, конечно, и пыли – как без нее? Но еще больше напускного тумана, особенно в вопросах расходования бюджетных средств и качественного ремонта дорог.

На наших дорогах удалось обогнать Конго и Парагвай

Весеннее солнце все настойчивее выманивает из дома и зовет в дорогу – в отпуск, в гости, на дачу. У автомобилистов весна уже по привычке ассоциируется с ямами, колдобинами и «латанием дыр» на разбитых трассах. Согласно отчетам о глобальной конкурентоспособности стран в сфере транспорта украинские дороги занимают 134 место из 138 возможных, оставив позади Мадагаскар, Парагвай, Конго и Мавританию.

Что год грядущий нам готовит? По данным «Укравтодора», около 95 процентов автодорог в Украине требуют ремонта или реконструкции, а ежегодная потребность в финансировании оценивается минимум в 60 миллиардов гривен. В поисках эффективного решения проблемы в 2018 году в Украине планируют создать дорожный фонд – копилку для дорожной инфраструктуры.

Судя по информации руководителя Госагентства автомобильных дорог Украины Славомира Новака, строительство новых дорог в стране пока не предвидится, но планируется отремонтировать 705 километров существующих магистралей. В Европе, по словам главного дорожника страны, километр новой дороги стоит 10 миллионов евро, в Украине несколько меньше, но все же удовольствие не дешевое. Бюджет «Укравтодора» на 2017 год – 16,8 миллиарда гривен. Негусто, но все же. Если прикинуть, что почти половина из этой суммы уйдет на выплату кредитов, один миллиард – на долги прошлых лет, а 4 – на содержание и мелкий ремонт дорог, то на капитальный и средний ремонт дорог остается всего лишь 4,8 миллиарда гривен. «Да, мы договорились с правительством о дополнительных 15 миллиардах, которые направим исключительно на ремонт и реконструкцию дорог за счет репрофайлинга, но их пока нет», – подчеркнул Новак.

Словечко новое и необычное в украинском лексиконе. Что означает этот «репрофайлинг» попытались узнать с помощью Интернета. Увы! Как оказалось, «Википедия» в этом вопросе бессильна, она знает только «профайлинг» – науку о выявлении лжи. Но как бы там ни было, получение 15 миллиардов на украинские дороги за счет «репрофайлинга» или даже «профайлинга» – штука заманчивая.

Премьер-министр Владимир Гройсман на своей официальной странице в «Фейсбуке» выразился более доступно: в прошлом году на дороги истрачено 10 миллиардов гривен – объем работ, который дорожники реально смогли освоить. На нынешний год они могут рассчитывать на сумму по крайней мере в три раза большую – около 30 миллиардов. «Хочу получить качество, хочу получить нормальную организацию работы, от Мининфраструктуры и нового руководства «Укравтодора» ожидаю конкретных результатов».

Деньги, как бы, на дороги выделяются. Но тут же и прячутся, словно ежик в тумане. В то время, когда министр инфраструктуры Владимир Омелян обнадеживающе докладывает: только с начала года на латание дорог израсходовано два миллиарда гривен, в ответ ему сводки СБУ – должностные лица Киевавтодора через фиктивные структуры только в прошлом году вывели и присвоили почти 300 миллионов гривен. Руководство по сговору с коммерсантами посредством тендеров закупало материалы по значительно завышенным ценам, деньги перечисляли на фиктивные фирмы и обналичивали их. Столичный пример, судя по всему, для периферии не новость.

Дороги любят деньги, а хорошие дороги – хорошие деньги

Денег всегда не хватает. Особенно в дорожной отрасли, а тем более на Николаевщине, где с дорогами напряженка, а без них вообще никак.

На выходные, накануне Пасхи, ездили в село Ефремовку Новобугского района убирать могилы родственников. Дорога, как и прежде, – тихий ужас. Не удивительно, что трасса была почти пуста – надо обладать железными нервами, металлическим копчиком и резиновой присоской, чтобы удержаться в пассажирском кресле. Никогда еще эта дорога не была в столь печальном виде.

Почему у нас такие плохие дороги? С этим вопросом журналисты «РП» обратились к руководителю Службы автомобильных дорог в Николаевской области Сергею Ткаченко. Собственно, спрос с него невелик – Сергей Иванович прибыл к нам из соседней Одессы четыре месяца назад и за предыдущее руководство не в ответе.

– Утверждать, что кто-то конкретно виноват – нельзя, – подчеркнул главный дорожник области. – На всех типах дорог, а их 4800 километров, упущены межремонтные сроки и это самая главная причина. Положено раз в пятилетку менять дорожное покрытие, делать ремонты – значит, надо делать. В то же время финансирование от государства в силу объективных и субъективных причин ничтожно – всего 8-10 процентов от потребности региона.

Это, по мнению начальника, и привело к катастрофическому разрушению дорог, ведь рано или поздно наступает точка невозврата. Эта «точка» коснулась и понтонных мостов. Временные переправы физически не в состоянии выдерживать большегрузный транспорт. Под многотонниками они прогибаются, стонут и тонут. Буквально на днях грузовик «утопил» такой мост в Пересадовке Витовского района – дорожники вместе со спасателями службы МЧС в аварийном порядке целый день откачивали воду и поднимали понтоны, чтобы обеспечить проезд через реку.

В этом году Службой автодорог на потребности области заявлено 7 миллиардов гривен, но, судя по всему, рассчитывать придется только на 274,7 миллиона гривен.

– Показатель в два раза ниже уровня прошлого года, – продолжает Сергей Иванович. – Исходя из этой суммы, о капитальном ремонте пока не может быть и речи. На эксплуатационное содержание планируется потратить 97 миллионов гривен, 75 миллионов из госбюджета пойдет на ремонт дороги от Нового Буга в сторону Баштанки и изготовление проекта капитального ремонта дороги Н‑14 (Александровка – Кропивницкий – Николаев). Оставшиеся 150 миллионов кредитных средств планируется вложить в ремонт участка дороги между Казанкой и Новым Бугом (на днях будет объявлен победитель тендера, в котором принимали участие четыре фирмы).

Начальник забыл подчеркнуть: эти деньги тоже пока виртуальные. Буквально на днях на заседании Совета регионального развития области стало известно, что николаевский регион может не рассчитывать на все 150 миллионов – по решению бюджетного комитета ВР сумма уменьшена на 42 миллиона. Новость неприятная, но, по заверению губернатора Алексея Савченко, накануне ему удалось выпросить у Кабмина на дороги еще 200 миллионов гривен. Сегодня в коридорах Кабмина ходоков и просителей «уйма уйменная», поэтому начальник Службы автодорог в срочном порядке командируется в столицу.

– Я был в «Укравтодоре», был у вице-премьер-министра Владимира Кистиона, подчеркнул Алексей Савченко на областном Совете по региональному развитию. Мне пообещали область получит 200 миллионов гривен. У нас еще дорога на Снигиревку. Это мое личное обязательство перед инвестором, который строит завод и вкладывает полтора миллиарда. Я взял на себя обязательство построить дорогу и выполню его.

В общей сложности, по подсчетам губернатора, николаевские дорожники могут рассчитывать на 720 миллионов гривен. Если грамотно освоить эту сумму – результаты будут видны.

Судя по всему, деньги в столице дают неохотно, ориентируя регионы больше на собственные хлеба. Очевидно, поэтому Алексей Савченко вынужден придумывать многоходовки для решения финансовых проблем региона – планируется создание областного стивидорного коммунального предприятия, денежные потоки которого будут направляться на ремонт и развитие дорог. Область приняла участие в «таможенном эксперименте» – сверхплановые поступления таможни должны пополнить местную казну и пойти на развитие дорог. Николаевская область планирует за счет эксперимента получить в бюджет дополнительно 250 миллионов гривен. К сожалению, эксперимент пока успеха не принес – крупные николаевские налогоплательщики, как оказалось, налоги отдают в Одессу. Но эта ситуация, как заверил губернатор, исправима.

Миллионы вернулись в Киев

Как известно, в прошлом году Николаевская область опозорилась на всю Украину и надо отметить – по заслугам. На ремонт дорог из бюджета всех уровней вскладчину насобирали около 620 миллионов гривен. Казалось бы, прыгать от счастья надо, учитывая катастрофическое состояние здешних дорог, и быстренько осваивать денежки – вокруг целина непаханая. Не тут-то было! До начала осени в области не освоили и десяти процентов. Почему? Не договорились, не поделили или не определились с «откатом»? Как бы там ни было, дороги остались без ремонта, а деньги вернулись в государственную казну.

Преступная халатность? Саботаж? Безалаберность? По логике кто-то же должен ответить за это? Вы уже догадались? Никто! Из предыдущего руководства кто-то уволился по собственному желанию в силу различных обстоятельств и причин, а кого-то уволили принудительно, на этом все и закончилось. Известно давно: кадровая чехарда в руководящем составе – популярный прием, чтобы надежно замести следы.

Все это плохо сказалось на работе дорожных служб: завод железобетонных изделий окончательно разворован, битумная эмульсия, используемая при ямочном ремонте Южноукраинским дорожно-эксплуатационным участком, не выпускается, на всю область работают только два асфальтобетонных завода, в прошлом году Новобугский завод не смог запуститься из-за отсутствия персонала. Все это свидетельствует о том, что дорожную отрасль пустили на самотек, а безучастная власть имитировала контроль.

Народный депутат Андрей Вадатурский убежден: большая часть денег, выделяемых на ремонт дорог, оседает в карманах чиновников. Причем, уверен депутат, проблемы начинаются с Киева – с бестолковых кадровых назначений. Отрасли крайне необходима реорганизация, и первым ее шагом должно быть оптимальное объединение райавтодоров – до 5-7 управлений на область. Но это должны быть современные, высокотехнологичные предприятия с квалифицированными кадрами, получающими достойную зарплату. Андрей Вадатурский считает, что старые схемы отмывания и разворовывания бюджетных средств гробят отрасль не меньше, чем недостаток финансирования и отсутствие весового контроля на дорогах.

– Накануне своего назначения я был вызван в Киев на собеседование к министру инфраструктуры и главе «Укравтодора», там и узнал, что Николаевская область не освоила даже тех денег, которые выделялись на эксплуатацию дорог, – вспоминает Сергей Ткаченко. – Честно говоря, как всякий нормальный человек, а тем более работник этой отрасли, я был шокирован. Как такое возможно? Вот сейчас я прошу, умоляю – добавьте нам хотя бы 4-5 миллионов гривен в месяц, мы в состоянии освоить и 20, и 30 миллионов силами облавтодора. А если понадобится – привлечем в качестве субподрядчика более сильную организацию, но деньги эти однозначно освоим. К сожалению, у нас нет большегрузных машин, а КрАЗами, у которых расход бензина 50 литров на 100 километров, на большое расстояние возить стройматериалы нерентабельно. Поэтому нанимаем большие машины. На остальные работы субподрядчиков не приглашаем, – справляемся своими силами.

Наученные горьким опытом прошлого года, николаевские депутаты обязали управление инфраструктуры облгосадминистрации и Службу автомобильных дорог области ежемесячно информировать депутатский корпус об использовании бюджетных средств по всем видам дорожных работ. Контроль за этим решением возложен на постоянную комиссию областного совета, курирующую развитие инфраструктуры и транспорт.

В фуре… 80 тонн подсолнечника

– Дорога Николаев – Днепр до недавнего времени представляла собой сплошную непроходимую яму, – рассказывает глава Новобугского райсовета Василий Гаркавенко.

– Сейчас ее слегка подлатали, ямы засыпали щебнем. Если раньше в Николаев из Нового Буга, а это меньше ста километров, надо было добираться больше трех часов, то сейчас можно доехать за полтора. В прошлом году районный совет вместе с городской властью выделили на ремонт дорог местного значения 3,5 миллиона гривен. Не скажу, что деньги эти для города или района были лишними, но дорога – это артерия жизни, без нее никак. Не так давно люди были вынуждены перекрывать трассу, чтобы обратить внимание на нашу беду. Обидно, что до сегодняшнего дня из этой суммы не освоено ни копейки – эти деньги лежат в свободных остатках. Райавтодор без проекта, который спускается облавтодором, ремонтировать дорогу не имеет права, а изготовление проекта по времени и средствам – целое дело… Это тоже проблема. С целью дальнейшего сохранения дороги мы будем кооперироваться с городским бюджетом и приобретать весовой комплекс. Это насущная необходимость: через Новый Буг нескончаемым потоком движется грузовой транспорт из центральной и северо-восточной части Украины, и перегруженные машины за короткое время превратят дорогу в стиральную доску с ямами и колдобинами. Цена такого комплекса недешевая – больше миллиона гривен, но он крайне необходим. Под весовую установку уже подготовлена специальная площадка. Для круглосуточного контроля над работой весового комплекса планируем подключить общественность – так называемую народную дорожную дружину. Человеческая жадность и изощренность не имеет границ. Когда мне сказали, что в фуру можно загрузить 80 тонн семян подсолнечника, я, честно сказать, не поверил. А оказалось, что можно, – кировоградский предприниматель, который имеет пять машин, внедрил такое «ноу-хау». Так где ж им быть – хорошим дорогам?

Трассу Николаев – Кривой Рог местные жители перекрывали не единожды. А на сайте Администрации Президента Украины размещена петиция, в которой предлагается приравнять некачественные дорожные работы к уголовным преступлениям. Петиция требует введения уголовного наказание за выпуск некачественного покрытия дорог, а также его укладку с нарушением технологий.

Никто не спорит – огромный урон нашим дорогам наносят зерновозы. Область сельскохозяйственная, много портов, и со всей Украины сюда свозится урожай, причем с огромным перегрузом. Статистика по весовым комплексам показывает, что большинство машин не соблюдает нормы загрузки. Николаевские дороги строили еще наши деды-прадеды, причем с огромным запасом прочности – все эти годы они ремонтировались по остаточному принципу и «абы как», но продолжали служить людям.

– Наш первый стационарный габаритно-весовой комплекс смонтирован по всем нормам и правилам, – рассказывает заместитель губернатора Валентин Гайдаржи.

– Следующая задача – наладить круглосуточное патрулирование территории и расширить штат работников «Укртрансбезпеки» с тем, чтобы габаритно-весовые комплексы области в дальнейшем работали бесперебойно. Мы обратились за помощью в центральные органы власти и как только эти вопросы решатся, будем приобретать еще пять весовых установок. Областная власть и районы настроены на активную плодотворную работу.

– В нашем областном центре шесть объездных дорог, – рассказывает начальник государственной службы безопасности на дорогах в Николаевской области («Укртрансбезпека») Сергей Кривошапко. – На каждой такой дороге будем устанавливать стационарный габаритно-весовой комплекс. Практика показала: эффективность нашей службы напрямую зависит от тандема с полицией. Большинство водителей законопослушны, но случаются и такие, которым плевать на правила дорожного движения. Этими вопросами и будут заниматься патрулирующие полицейские, а мы – штрафовать нарушителей за перегруз. С начала нынешнего года наша служба уже оформила штрафов на сумму 20186 евро.

– Притом, что содержание одного весового комплекса в месяц обходится в 300 тысяч гривен, к сожалению, работа эта малоэффективная, – считает Сергей Ткаченко. – Законодательство выписано так, что полиция на сегодняшний момент не имеет права останавливать машины и не обязана проводить патрулирование возле весового комплекса. Раньше гаишник вышел на дорогу, махнул палочкой и водитель обязан остановиться, но сейчас эти полномочия забрали. То, что мы делаем сейчас, – мартышкин труд. Тратим средства на электроэнергию, на зарплату – эти деньги могли бы пойти на ремонт дорог. Некоторые водители, не останавливаясь на весовой, откровенно глумятся – показывают в окно неприличные жесты, а мы не можем их остановить, нет полномочий. За границей, к примеру, водители дисциплинированны, никто не посмеет выбросить в окно пакет, капроновый стаканчик или окурок, а в Беларуси дорожный мастер вправе выписать штраф, эквивалентный 200 долларам, если увидит, что из машины выбросили мусор. А у нас в этом плане закон помалкивает. Снова ж таки – какой бы ни была общая сумма штрафов на весовых комплексах, все деньги уходят в центральное казначейство и растворяются в общих потоках – в местный бюджет не поступает ни копейки. Это неправильно.

– Сейчас мы работаем в Водяно-Лорино, – продолжает Сергей Ткаченко, – там большие дорожные проблемы, дальше будем двигаться в сторону Воссиятского. Подходят водители, говорят: «Мы согласны возить 20 тонн груза, но платят нам не за ходку, а за тонну. Мы понимаем, что гробим дорогу, колеса, рессоры, подушки, подвески, что машину кособочит, но хозяин вынуждает нас к этому, и мы тоже хотим заработать». К тому же наше отечественное законодательство устроено таким образом, что добраться к «хозяину» и наказать его практически невозможно.

– Мой брат работал дальнобойщиком за границей, – вспоминает Сергей Ткаченко, – там никто не допускает перегрузов, даже в голову такое не придет. Почему? Если поймают, пустят по миру с голой задницей, там такие огромные штрафы – вплоть до конфискации машины.

Сергей Иванович подчеркнул: работать собирается не на собственный карман, а на громаду области. Хочется доказать, что в дорожном деле не новичок и может организовать рабочий процесс профессионально.

– Нам сейчас крепко помогают одесские предприниматели – дали в долг дизтопливо, шины, аккумуляторы, строительные материалы. Вчера Одесса поделилась 30 тоннами дизтоплива в долг с отсрочкой на две недели – разделим горючее по предприятиям, чтобы работа не останавливалась, – говорит Сергей Ткаченко. – И сегодня мы все еще просим в долг, поскольку в Николаеве предприниматели недоверчивые – требуют предоплату, а денег у нас пока нет. Потихоньку выравниваемся, подтягиваем специалистов, которые ушли из этой системы, есть прекрасные профессионалы в районах области, но еще очень ощутим кадровый голод. Чтобы вы понимали – сегодня текущий ремонт одного километра дороги стоит порядка 8-10 миллионов гривен. Суммы запредельные для людей, не разбирающихся в специфике дорожного дела и стоимости строительных материалов. Иногда в свой адрес слышу обидное: дескать, пришел сюда, чтобы воровать. Скажу одно: меня за всю мою жизнь никто не ловил на воровстве. Я очень хотел бы, чтобы те, кто это говорит, попробовали хоть что-то украсть из того, что нам выделяют. Нам в год надо делать 200-300 километров дороги, а мы, в силу финансового убожества, едва делаем двадцать. Иногда просто руки опускаются от бессилия. Если кто-то из критикующих сможет сделать лучше – милости просим.

Когда материал уже был готов к печати, в редакцию позвонили возмущенные жители Корабельного района: приезжайте, посмотрите, как «ремонтируют» объездную дорогу в районе Жовтневого хлебозавода, – ямы засыпали сухим дорожным мусором, а тяжелый грузовой транспорт, идущий непрерывным потоком на перегрузочный терминал «Ника-Тера», его переколошматил и растащил по всей трассе. «Это не ремонт – это ужас!» Неужели история повторяется?

На последней сессии областной совет признал состояние николаевских дорог КРАЙНЕ КАТАСТРОФИЧЕСКИМ И ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ. Горькая пилюля прошлого года проглочена, и хочется верить, что оздоровительный процесс все же наступил. А впрочем – время покажет, оно лучший лекарь.

Галина ПОРФИРЬЕВА

P.S. Когда номер был уже сверстан, на информационный запрос редакции пришел ответ из облгосадминистрации за подписью первого заместителя губернатора Вячеслава Боня. Кроме вышеупомянутых цифр финансирования дорожной отрасли области (они есть в газетной публикации), в ответе сообщалось: на сегодня выполнены работы по эксплуатационному содержанию дорог на 32 миллиона гривен, ликвидировано аварийную ямочность общей площадью 75,1 тысяча квадратных метров. Работы по ликвидации аварийной ямочности выполнялись холодными асфальтобетонными смесями методом пропитки битумной эмульсией и другими соединениями в зависимости от типа и состояния покрытия автомобильной дороги, погодных условий и других технологических показателей.

Дорогие наши читатели, лучше, чем вы, истинное состояние дорог в области не знает никто. Пишите, звоните, приходите к нам в редакцию. Будем совместно держать эту тему под контролем.

Сообщение:

*

НОВОСТИ