Достичь дна

Девятилетняя Настя Дмитриева мечтает стать чемпионкой по парусному спорту. Для этого она ежедневно тренируется в детскоюношеском спорткомплексе на берегу Бугского лимана в Николаеве. Кроме нее, здесь также занимаются дети, которым больше нравится гребля на байдарке.

Но в последнее время нормально тренироваться дети не могут. Возле их спорткомплекса начало работать дноуглубительное судно, которое загрязняет воду. Чистая вода акватории стала превращаться в болотную.

– Водоросли начало прибивать к берегу, теперь у нас и берег грязный. Цвет воды меняется, когда прилив. Потому что это судно ходит и берёт с разных заводов грязь, а потом выбрасывает в нашу реку, – уверена Настя Дмитриева.

Григорий Верховецкий – тренер девочки – не советует тренироваться в таких условиях.

– Первоочередная задача любого тренера по парусному спорту – обеспечить безопасность, то есть научить детей плаванию, а сейчас все это находится под угрозой срыва. Несмотря на погодные условия, я не могу сейчас начать обучение плаванию, и поэтому дети находятся в зоне риска. Да, они выходят на воду в спасательных жилетах, но они должны полноценно плавать, – говорит тренер.

Кто остановит землесос?

Судно, которое поднимает ил, называется землесосом. Оно углубляет дно акватории Николаевского морского торгового порта. Собирая загрязненный в результате хозяйственной деятельности ил, землесос сбрасывает его в акватории спортивнооздоровительного комплекса. По документам, которые есть в порту, это место обозначено как подводный отвал для сброса грунта номер одиннадцать.

Через несколько дней сброса ила в районе спортивно-оздоровительного комплекса был засыпан подходной канал к нему. Теперь не все яхты могут безопасно заходить сюда.

– Канал был четыре метра глубиной. Сейчас в лучшем случае – два, метр восемьдесят. Это с учётом того, что сейчас достаточно большой прилив. Будет отлив – мы, наверное, вообще не сможем выйти, – посетовал Александр Иванов, один из активных сторонников парусного спорта.

До этого года в Николаеве мало кто знал, что в Бугском лимане в пределах города существует подводная свалка для донного ила. Разразился скандал, возмущённые горожане проводили акции протеста, требуя от властей запретить загрязнение лимана в городской черте.

Тренер Григорий Верховецкий.

– Мы хотим, чтобы эта свалка проводилась в соответствии с нормами, как делает это предприятие «Дельта-Лоцман». Они вывозят ил в море и там сбрасывают. По крайней мере, экологически это –лучший выход из ситуации, чем то, что они сейчас делают, – возмущается Денис Андреев, житель Корабельного района Николаева.

Через некоторое время городская власть наконец-то отреагировала на скандал. На сессии горсовета мэр Николаева Александр Сенкевич пообещал, что дноуглубительные работы будут остановлены.

– Я как мэр стою на позиции, что работы надо прекратить, обработать, договориться вместе с нами и только тогда продолжить работы по дноуглублению, – сказал он во всеуслышание.

Но вмешательство городских властей не помогло – землесос не прекратил отвозить и сбрасывать ил у спортивно-оздоровительного комплекса. Его попытались остановить представители управления экологии и Госагентства рыбоохраны, которые на моторной лодке приблизились к судну:

– «Северодвинский»! Прекратите работу. Депутат, экологическая инспекция, рыбинспекция… Нет, без пограничников или без капитана порта дела не будет. Никто не может этим беспредельщикам приказать… Или же добрая воля АМПУ вместе с подрядчиком этих работ, – уговаривали инспекторы экипаж судна.

Впрочем, на борт землесоса инспекторов так и не пустили. Судно упорно продолжило работы.

Бумажная контора

Примечательно, что землесос «Северодвинский» ходит под флагом Танзании. За несколько лет судно неоднократно меняло порт приписки и владельцев, которые надёжно спрятаны в офшорах. Но последние три года судно находится в пользовании фирмы «Техморгидрострой-Николаев». Она берет подряды на углубление дна в украинских портах. При этом не имея ни своего флота, ни значительной материальной базы. Поэтому посреднические услуги по углублению дна от николаевской фирмы обходятся государственным морским портам часто вдвое дороже, чем если бы они договаривались с владельцами судов напрямую.

Так, в 2015-м и в 2016-м годах «Техморгидрострой-Николаев» арендовал для выполнения дноуглубительных работ в Мариупольском и Бердянском портах землесосы «Милфорд» и «Северодвинский».

По документам, которые есть у Центра журналистских расследований, судно «Милфорд» принадлежало фирме «JollantaGroup LTD» из Белиза. Директором этой фирмы является гражданин Российской Федерации Юрий Мельниченко, один из руководителей российской компании ООО «Гидрострой» (Калининград, РФ). Сам землесос «Милфорд» также принадлежит данной компании. Аренда этого землесоса стоила 15 500 долларов США в сутки, а для «Техморгидрострой-Николаев» –уже 35 000 долларов.

Земснаряд «Северодвинский» еще в 2008 году принадлежал ОАО «Северное морское пароходство». По документам, которые есть в редакции, в 2015 году аренда судна офшорной компании «KrayteksGroupHoldingLimited» составляла 15000 долларов в сутки. А для ООО «Техморгидрострой-Николаев», которое её арендовало у этой фирмы, и в дальнейшем для ГП «АМПУ» она составляла уже 29000 долларов США в сутки, что свидетельствует о завышении стоимости в два раза.

Такие немалые комиссионные, которые оплачиваются государственными морскими портами, уже заинтересовали Национальное антикоррупционное бюро Украины.

– По версии следствия, стоимость этих работ, которые были закуплены в 2015 году, завышена в связи с заключением посреднических договоров аренды дноуглубительного оборудования, – сообщила журналистам Светлана Олифир, спикер НАБУ.

Так же является предметом уголовного производства заключённый в прошлом году договор ГП «АМПУ» с ООО «Техморгидрострой-Николаев».

– Следствие считает, что собрано достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что процедура торгов нарушена, предложения участников торгов не соответствовали действительности, и эти торги должны быть отменены, – подчеркнула Светлана Олифир, спикер НАБУ.

Деньги любят тишину

Текущая деятельность «Техморгидрострой» посредством договоров и обязательств контролируется бывшими влиятельными служащими из государственной судоходной отрасли. В частности, экс-заместителем начальника Бердянского морского порта Андреем Мишко и экс-работником государственного предприятия «Усть-Дунай Водшлях» Александром Кучером.

Бизнес на бюджетных контрактах с государственными портами даёт немалый доход.290 миллионов гривен фирма получила за углубление дна в Бердянском и Мариупольском портах в позапрошлом году. А в прошлом году – уже вдвое больше – 712 миллионов гривен. Сколько из этих денег реально было потрачено на углубительные работы, а сколько ушло в карманы вчерашним чиновникам – коммерческая тайна. Но у Андрея Мишко в прошлом году появилась квартира в самом центре Киева площадью почти 300 квадратных метров. А еще новенький внедорожник Мерседес GLS, купленный всего несколько месяцев назад.

Слидство.Инфо решило поинтересоваться у директора компании Алексея Буштрука деталями соглашений, но тот разговаривать с журналистом категорически отказался.

– Это вас беспокоит Ярослав Чепурной, программа Слидство.Инфо. Алексей Геннадьевич, можно к Вам подойти встретиться? Необходимо по поводу скандала…

– Ярослав, простите, я человек аполитичный и непубличный. Мы занимаемся работой, поэтому я не вижу смысла во встрече, – сообщил Буштрук.

Тогда мы пришли в офис фирмы, но и там разговора не получилось:

– Алексей Геннадьевич, несколько вопросов. Почему Вы фрахтуете российские суда?

– Не нужно мне мешать работать.

– Ну, дайте ответ на несколько вопросов?

– Что Вы лезете так?

– Почему Вы фрахтуете российские суда? Вы знаете, что финансируете таким образом терроризм?

– Мы не фрахтуем российские суда.

– «Северодвинский» – это российское судно.

– Нет.

– А Андрей Мишко? Он же реальный владелец фирмы «Техморгидрострой-Николаев», правильно?

– Двери можете отпустить?

– В 2015 году Вы обращались с письмом.., – но Буштрук прервал разговор, закрыв двери перед журналистом.

Грабли николаевских портовиков

Примечательно, что несколько уголовных производств, в которых фигурантом является данная компания, не остановили администрацию Николаевского морского порта от того, чтобы снова нанять её в этом году.

Одна из последних сделок с компанией – на 102 миллиона гривен. Несмотря на то, что государственное предприятие «Укрводшлях», которое имеет свой флот и специалистов, предложило гораздо меньшую цену – её предложение отклонили. Победителем тендерный комитет порта признал фирму «Техморгидрострой-Николаев». Мы попытались узнать у руководства порта, почему они предпочли фирму, которая просит за свои услуги на 14 миллионов гривен дороже. Но разговора не получилось: руководство порта старательно избегало встречи.

Поэтому скандальная работа судна в акватории детской парусной школы продолжается. Потратив лишние миллионы, налогоплательщики за это получили еще и угрозу экологического бедствия. А также разбитые детские мечты когда-нибудь стать чемпионом под парусом.

Ярослав Чепурной,
Центр журналистских расследований

Сообщение:

*

НОВОСТИ