«Мама, твой сын в полиции»: Как николаевцев терроризируют телефонные аферисты

Если поздней ночью неизвестный по телефону вас ошарашивает фразой «сын в полиции» или «ваша дочь попала в аварию и срочно нужны деньги», не спешите отдавать последнее – вас пытаются обмануть телефонные вымогатели.

О том, какие бывают виды телефонного мошенничества, кто его совершает, откуда воры берут личную информацию, что в отношении них предпринимает полиция и как не попасться на крючок жуликов, узнавал корреспондент «РП».

Доверчивость людей; растущее число любителей получить что-то «на дармовщинку»; множество sim-карт различных операторов мобильной связи, продающиеся повсеместно, за «копейки» и без регистрации; хитрость и растущая техническая грамотность преступников; бездеятельность служб безопасности банков – вот основные причины того, что телефонное мошенничество в Украине, и в Николаевской области в частности, процветает.

Единственной вакциной от этого «вируса», как показывает опыт последних лет, является отнюдь не помощь полицейских, а способность жертв противостоять психологическому давлению жуликов. Находить в себе силы здраво мыслить тогда, когда неизвестный сообщает, что с близким человеком случилась беда.

Статистика полиции за 2017 год показывает, что в «топе» самых распространенных преступлений в телекоммуникационной среде находятся классические способы мошенничества: звонок «представителя полиции»; звонок «работника банка»; розыгрыш «призов».

Для усиления бдительности наших читателей мы собрали примеры случаев мошенничества, которые произошли в Николаеве не так давно.

Звонок псевдо-полицейского

Житель Николаева Павел Егорович (74 года) рассказал, как в сентябре нынешнего года в его квартире раздался звонок. Звонивший представился сотрудником полиции и сообщил о том, что его сын совершил дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Сыну якобы грозит тюремное заключение сроком от семи лет. После чего мужчина назвал номер мобильного телефона следователя – некого Сергея Анатольевича.

Сын Павла Егоровича, Владислав, действительно, владеет автомобилем. Поехать на рынок или по делам в выходные дни было для него обычным делом.

Интонация голоса и известие о том, что его сын – виновник ужасной аварии, в которой погибли люди, настолько шокировали пожилого человека, что он, не задумываясь, набрал указанный мобильный номер.

По классике жанра, псевдо-следователь Сергей Анатольевич вызвался на роль не бесплатного спасителя. Гонорар за то, что он якобы избавит сына от проблем, составил 7 тысяч гривен. Деньги отец должен был перевести на расчетный счет посредством конкретного терминала на площади Победы.

Павел Егорович согласился, положил трубку и тут же набрал номер сына. Однако тот не ответил.

Пенсионер принялся срочно собирать деньги. Преступники, не давая возможности пожилому человеку одуматься, всё время держали с ним связь. К тому моменту, когда сын увидел пропущенный вызов от отца и попытался ему перезвонить, он услышал лишь короткие гудки. Абонент был занят.

Несмотря на сильный стресс, Павел Егорович догадался попросить мошенников дать ему поговорить с Владиславом. Ответ «следователя» его насторожил – тот предупредил, что сыну во время аварии выбило зубы, и отец может не узнать его голос.

Как рассказывает пенсионер, он сразу понял, что разговаривал с чужим человеком. Бросил трубку и снова стал набирать сына. Дозвонился. Тот успокоил его, сказав, что он дома с семьей, а также попросил мобильный номер так называемого «следователя». К удивлению, мошенники ответили, и получили свою порцию предупреждений о том, что их деятельность будет расследована полицией.

Звонок «работника банка»

Жительница г. Первомайска Николаевской области Галина по объявлению о продаже детской коляски, размещенном ею на сайте «OLX» (бывший «Slando»), получила звонок на мобильный телефон. Собеседник не представился.

Мужчина рассказал о том, что они с супругой ждут первенца, и эта коляска – как раз то, что нужно. Сами они из другого города, поэтому собеседник предложил произвести стопроцентную предоплату за коляску электронным платежом, чтобы после получения денег Галина отправила товар покупателю.

Обрадовавшись, продавец предоставила номер карты ПриватБанка, фамилию, имя, отчество и дату рождения.

На следующий день покупатель-мошенник сообщил, что операция по каким-то причинам не проходит. «Наверное, что-то не так с «Приват 24»,  – предположил он и уточнил: можно ли перечислить деньги Галине на счёт? Особо не разбираясь в ситуации, она сообщила ему номер счёта, МФО банка, название банка, идентификационный код.

В этот же вечер ей позвонили с незнакомого номера. Представившись сотрудником ПриватБанка, собеседник сообщил, что на карту Галины переведены средства через систему платежей, но для их окончательного зачисления необходимо провести ряд действий посредством банкомата.

В условленное время псевдосотрудник позвонил Галине и координировал ее действия в банкомате. Все инструкции, которые он давал, в точности совпадали с тем, что отображалось на экране монитора. Женщине даже в голову не пришло, что в тот момент она своими руками переводила деньги на счет мошенников.

Она осуществила ряд действий, связанных с системой «Золотая корона», после чего последовала череда неуспешных транзакций. Сотрудник предложил перевести деньги на её виртуальный счёт в ПриватБанке, толком не объяснив ей, что это такое.

Галина совершила те же действия с указанием номера, который диктовал мошенник, якобы номером ее виртуального счёта. «Операция прошла успешно!» – раздалось в трубке, и мужчина попросил ещё раз проверить операцию через банкомат. На экране отразилась информация об ошибке в системе и невозможности платежа.

Договорились о том, что собеседник Галины утром уточнит подробную информацию по ее денежному переводу.

Придя домой, Галина поделилась своим приключением с сыном. Вместе они зашли в систему «Приват 24» где увидели, что с кредитной карты горе-продавца сняты практические все средства, а именно – 18 540 грн.

Конечно, следующий день был посвящен походам в отделение банка и правоохранительные органы, заполнению бланков и составлению заявлений о мошенничестве.

Однако ни в банке, ни в полиции помочь Галине не смогли, поскольку она сама, своими руками, осуществляла в банкомате абсолютно неясные ей операции, в результате которых ее «кредитка» опустела.

Розыгрыш «призов»

Случай, произошедший с 35-летней жительницей Николаева Валерией в начале ноября нынешнего года, говорит о том, что в ближайшее время начнётся массовая атака на «счастливчиков», выигравших автомобиль Hyundai Accent.

На мобильный телефон девушке пришло сообщение. Прочитав его, она принялась искать в «черных списках» Интернета указанные в сообщении номера мобильных телефонов, в том числе и тот, с которого оно было прислано. Негативные отзывы отсутствовали.

Следующим логичным шагом было зайти по ссылке на адрес сайта, указанный в сообщении, чтобы ознакомиться с условиями акции, в которой Валерия принимала участие, сама того не зная.

Чем дальше, тем больше у девушки накапливались вопросов, ответов на которые на сайте не нашлось. Однако на странице черным по белому сообщалось: для того чтобы получить свой приз или его денежный эквивалент, победитель должен официально зарегистрироваться как участник акции, предоставить свои персональные данные (паспорт, идентификационный код), а также заплатить 1% от стоимости автомобиля. В данном случае – 4800 грн.

Понимая, что без диалога со службой поддержки сайта не обойтись, девушка позвонила по одному из указанных телефонов. Стоит отметить, что номера «горячей линии» в сообщении отличались от тех, что были указаны на сайте. Всего насчиталось шесть абсолютно разных мобильных номеров. И ни одного стационарного (офисного).

Представитель по имени Богдан услужливо, чётко и необыкновенно быстро повторил слово в слово текст, опубликованный на сайте. Валерия попросила его ответить на её вопросы. Ниже приводим ключевые, дать ответы на которые сладкоголосый Богдан не смог и положил трубку.

– На сайте нет ни одного регистрационного документа. Как и где я могу увидеть регистрационные документы компании и узнать код ЕДРПОУ?

Ответ: «На сайте вы можете увидеть все наши лицензии и документы, ведь мы уже не первый год на рынке!».

– Я проживаю в Николаеве и не имею возможности приехать в Киев для того, чтобы пройти регистрацию. Как мне поступить?

Ответ: «Вы должны сообщить мне по телефону все ваши персональные данные. Я за вас заполню анкету и вышлю вам реквизиты для оплаты налога. После оплаты вы получите номер сертификата, по которому сможете получить свой приз».

– Вы говорите, что акция всеукраинская. Это означает, что она проходит под контролем соответствующих правоохранительных и налоговых органов. В какой именно структуре по месту жительства я могу узнать об этой акции и убедиться в том, что меня не обманывают?

Ответ: «Ну… Акцию контролирует наша служба безопасности. А наша служба безопасности сотрудничает тесно с СБУ. Так что…». И связь оборвалась.

В итоге в числе «выигрышных» номеров на сайте девушка действительно обнаружила свой мобильный номер. Или похожий.

Дело в том, что согласно законодательству Украины раскрывать полный набор цифр телефонного номера запрещено. Выход – показать номер абонента частично. Распространенная практика – огласка последних четырех цифр, что максимально сужает число абонентов с аналогичным окончанием мобильного номера, и человек, обнаруживший совпадение кода оператора и указанных цифр, может почти с уверенностью знать, что речь идет непосредственно о нем.

Но в данном случае мошенники указали лишь первые три цифры телефонных номеров так называемых «счастливчиков». Что не могло не насторожить Валерию, поскольку вероятность того, что телефонный номер, начинающийся на «255» – это её номер, слишком низкая. Здесь, что называется, «вариации на тему». А вариаций – десятки тысяч.

Такой ход – это продуманный психологический крючок. Своего рода первое подтверждение выигрыша.

Отметим, что Валерия, не поленилась и обратилась за помощью в правоохранительные органы. Там ей сообщили, что таких предприятий, как «Eurocentr LLC ЛТД» и «Торонто Центр», что были указаны на сайте, не существует.

Более того, по почтовому адресу киевского офиса ранее проходили подобные «псевдоакции». От нынешней они отличались марками разыгрываемых автомобилей. Это были: Kia, Daewoo, Skoda, Opel и другие недорогие модели.

Кто звонит и откуда информация?

В связи с неоднократными обращениями наших читателей с подобными историями, мы решили разобраться, каким образом телефонные номера попадают в руки жуликов и кто именно эти жулики.

Оказалось, что для получения, к примеру, стационарного номера, закрепленного за определенным абонентом, достаточно зайти в Интернет. На просторах «сети» есть множество электронных баз номеров, в которых указаны ФИО их владельцев.

То же касается и мобильных операторов. Как говорят представители полиции, большинство мошенников действуют наугад, обзванивая в день сотни номеров. К примеру, на том же сайте «OLX» указывается имя и номер мобильного телефона.

В ход идут и социальные сети – там есть все родственные связи, место учебы/работы человека. Если он водит авто, то часто выкладывает фотографии, где он за рулем. И это также дает дополнительную информацию для аферистов. Если же таких фото нет, то статус человека устанавливается предположительно – по его возрасту и должности.

Кстати, если человек представляется сотрудником правоохранительных органов, его можно легко обезвредить простой просьбой: «Назовите мои ФИО». Как правило, разговор прекращается мгновенно. В то время как настоящий полицейский всегда знает, кому звонит.

Так кем же являются эти люди, находящиеся по ту сторону телефонного провода? Как рассказал в комментарии «РП» заместитель начальника отдела следственного управления Главного управления Национальной полиции Украины в Николаевской области Ярослав Журавель, очень часто телефонное мошенничество совершают лица, которые находятся на территории колоний строгого режима, то есть заключенные. Это они представляются работниками полиции, представителями медицинских учреждений, прокуратуры и т.  д.

«Неоднократно нами ставился вопрос перед пенитенциарными учреждениями Николаевской области о том, что нужно усилить контроль и сделать невозможным доступ заключенных к телефону и Интернету. Однако на наше требование руководство колоний не в достаточной мере обращает внимание», – сказал Ярослав Журавель.

Конечно же, помимо заключенных, тревожные звонки осуществляют и другие любители легких денег.

За преступлением – наказание?

Как рассказали нам в полиции Николаевской области, случаи телефонного мошенничества в нашем крае довольно частые. Но поскольку размер нанесенного вреда незначительный, то пострадавшие не часто обращаются в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Однако по состоянию на 2017 г. в Единый реестр досудебных расследований внесены ведомости и начато досудебное расследование по признакам криминального правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 190 Криминального кодекса Украины («Мошенничество, совершенное в больших размерах или путем незаконных операций с использованием электронно-вычислительной техники»). Всего – 311 правонарушений, из них: направлено в суд с обвинительным актом – 161, вручено сообщение о подозрении – 11.

Что касается мошенничества вцелом (завладение чужой собственностью или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, ч. 1 ст. 190 ККУ), то в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 2097 таких случаев. Из них закрыто – 1216, направлено в суд с обвинительным актом – 36, находятся в производстве – 845, вручено сообщение о подозрении – 7.

Как не стать жертвой телефонных воров

Чтобы не попасться на крючок мошенника, заместитель начальника отдела следственного управления ГУ Нацполиции в Николаевской области Ярослав Журавель рекомендует:

– проверять достоверность данных, выложенных в сообщении;

– не паниковать, поскольку это мешает объективно мыслить;

– совершить звонок родственнику, о котором идет речь. Если у него мобильный не отвечает, следует позвонить человеку, с которым он в последний раз виделся. Но ни в коем случае не перечислять никому средства;

– минимизировать выложенную информацию и фотоснимки в социальных сетях, либо показывать ее лишь ограниченному кругу лиц.

Если вы получили звонок и собеседник представился близким родственником (знакомым), и предложил вам передать взятку сотруднику полиции, или собеседник сам представился полицейским и угрожает тюремным сроком близкому вам человеку, специалисты рекомендуют поступить так:

– выслушав его, молча положите трубку и позвоните непосредственно родственнику, который предположительно задержан;

– задайте своему «родственнику» наводящие вопросы, ответы на которые знаете только вы оба, либо попросите его описать себя;

– если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, спросите, в какое отделение полиции доставлен родственник. После этого, набрав 102 и узнав номер дежурной части данного отделения, поинтересуйтесь, действительно ли родственник находится там и кто занимается его делом;

– также полиция рекомендует, по возможности, записать такой разговор на диктофон, предварительно предупредив собеседника об этом спокойным голосом и в следующей форме: «Да, я все понимаю. Я хочу записать наш диалог. Одну секунду, я включу запись разговора».

Впрочем, заверяет Ярослав Журавель, на такую удочку николаевцы уже не должны попадаться.

«Получив звонок о том, что ваш родственник задержан представителями полиции и для решения вопроса о его освобождении нужны средства, знайте: 100 процентов эта информация предоставлена мошенниками», – заверил николаевский полицейский.

Что касается остальных видов телефонного мошенничества, то если вам сообщают о каком-либо выигрыше в виде sms-сообщения или голосом, сразу уточните название компании, ЕРДПОУ или номер свидетельства плательщика налога на НДС. Если связь оборвалась, будьте уверены – вас больше не потревожат.

В случае если собеседник представляется работником банка, следует действовать так:

– обратить внимание на входящий номер. Это должен быть единый номер 0 800 либо стационарный телефонный номер банка, но не мобильный;

– помнить, что ни один работник банка не имеет права интересоваться данными ваших платежных реквизитов;

– если вам сообщают о поломке в компьютерной банковской системе, в результате которой могут пропасть все ваши сбережения, помните: даже если это правда, банк понесет полную ответственность и обязан будет в установленные законом сроки вернуть все до копейки. Однако правоохранители рекомендуют положить трубку и перезвонить в службу поддержки банка, номер которой указан на каждой платежной карте, чтобы из первых уст узнать всю достоверную информацию.

Полина СОЛНЦЕВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ